Йен Маккелен: «Я до сих пор не понял, о чем «Властелин колец»

Автор: | 24.06.2016



Всемирно известный Гендальф из трилогий «Властелин колец» и «Хоббит», мутант Магнето из «Людей Иск» приехал в Екатеринбург на открытие кинофестиваля «Шекспир в летнюю ночь». Там корреспонденты Woman’s Day его и поймали. Актер рассказал, почему не оставил себе Кольцо всевластья, а также о том, как важно быть честным с собой.
О поиске себя
Когда я начал свою профессиональную актерскую карьеру, имея нетрадиционную ориентацию, чувствовал себя вне закона, мне запрещалось выражать себя. Играя на сцене, я нашел для себя способ выражать эмоции, которые на самом деле принадлежали не мне, а персонажу. Я словно прятался за героем.
И уже позже, в 39 лет, я понял, что мне необходимо публично объявить, кто я есть на самом деле. После этого я перестал притворяться.

О Шекспире
Актеры, которые хотят быть иконами мирового кинематографа, мечтают сыграть хотя бы одну роль из пьес Шекспира. Мне в этом плане очень повезло: у нас в Великобритании очень любят ставить Шекспира, и еще в детстве родители водили меня в театр на пьесы Уильяма. Телевизора еще не было, помню, как увидел его только в 10 лет.

Когда мне было 8 лет, моя сестра отвела меня на постановку «Двенадцатой ночи», а через год я увидел на сцене пьесу «Макбет». Для меня Шекспир не был сложен для восприятия даже в детстве. Именно тогда мне стало интересно узнать, как же это все делается, что происходит за кулисами? Я начал свое знакомство с Шекспиром в качестве зрителя, а продолжил в качестве актера.
Еще студентом любил играть Шекспира и Чехова. Был серьезным мальчиком, но зато сейчас отрываюсь и постоянно шучу. В 1963 году я, правда, сыграл одну комедийную роль в фильме про Киплинга. Мне кажется, я хуже никогда не играл, как тогда!
О профессии актера
Я не учился быть актером, потому что актерская школа сама по себе не научит играть. Я изучал в Кембридже английскую литературу и ходил в театральный кружок, где пробовал выступать на сцене. Телевидение и кино были тогда для меня чем-то очень далеким, и мои амбиции на них не распространялись. Я был таким актером, который как будто стоит на витрине театра и дает аудитории понять, что они проживают момент искусства. Но в 1976 году я участвовал в постановке «Макбета» Шекспира, и этот спектакль полностью поменял мои взгляды на актерское искусство!

Постановка игралась в зале на 100 человек. Тогда я обнаружил для себя потрясающую вещь: я говорил текст спектакля без микрофона, тихим голосом, и вся аудитория меня слышала. Моя речь превратилась в живой разговор с аудиторией, что более ценно, чем техническая, помпезная игра. Если проводить параллель с танцем, то классическая актерская техника – это балет, а дружеский разговор с аудиторией похож на современный танец. С тех пор мне очень нравится играть в маленьких театрах, потому что самое близкое общение происходит именно в маленьких залах.
У Станиславского в книге, посвященной актерскому мастерству, есть совет: если вы погружаетесь в своего персонажа, встаньте перед зеркалом и покорчите рожи до тех пор, пока не увидите в зеркале своего персонажа. Это очень практичный совет. Актер делает все возможное, чтобы быть похожим на своего персонажа: кто-то усы наклеивает, кто-то волосы по-особенному зачесывает. У меня тоже есть свой метод: я просто гуляю, срываю цветы, смотрю на них… Чувствую природу вокруг и надеюсь, что в какой-то момент внутри меня появится солнечный луч и я пойму, как мне надо играть.
О Кольце всевластья

Многие меня спрашивают: почему я, как другие актеры из трилогии «Властелин колец», не взял себе после окончания съемок Кольцо всевластья в качестве сувенира? Отвечу так: я вообще не понял сюжет фильма, пока он не вышел на экраны! И если честно, и сейчас не до конца понимаю! (смеется)

Источник
Запись Йен Маккелен: «Я до сих пор не понял, о чем «Властелин колец» .