Юрий Гальцев отказался от роли Фигаро

Автор: | 27.10.2016



Худрук Театра эстрады имени Райкина в новой постановке по пьесе Бомарше сыграет учителя музыки дона Базилио. Накануне премьеры он рассказал Woman’s Day, почему отдал главные роли молодым актерам и чей совет спас его актерскую карьеру.
– В петербургском Театре эстрады 1 ноября состоится премьера «Играем Фигаро!». Честно говоря, не удивилась бы, сыграй вы главную роль – ловкого и остроумного слуги. Признайтесь, неужели у вас не было соблазна стать Фигаро?– Все когда-нибудь заканчивается. В свое время можно было и Гамлета сыграть, и Иудушку Головлева, и Хлестакова – я просто рожден для этой роли. Но возраст прошел, и сейчас я, к сожалению, могу претендовать разве что на городничего. Прекрасно отдаю себе отчет в том, что играть в моем возрасте Фигаро просто смешно. Я вообще считаю, что молодые должны выходить на сцену, а мы, старички, должны им помогать. У нас так и получилось: молодые играют, а я – мастер эпизода: то справа появлюсь, то слева. В первые три года работы в Театре «Буфф» у меня не было ни одного выходного! Вот так надо играть. Тогда появляется закалка. Необходимо быть очень здоровым, чтобы играть и репетировать каждый день.– Постановка обещает быть яркой и необычной. Узнаем ли мы в вашем доне Базилио привычного по «Севильскому цирюльнику» учителя музыки?
– Я постараюсь сделать его искрометным, музыкальным и в то же время хитрым и лживым. А еще у нас прозвучат бродвейские хиты! Режиссер Владимир Глазков использовал материал американского мюзикла The Pajama Game. И все же надо понимать, что в то время, когда Бомарше писал пьесу, и юмор был другим, и отношения. Поэтому нам потребовалось осовременить эту историю, сделать ее ближе зрителю. Поскольку у нас театр, мы должны удивлять какими-то актерскими ходами, находками, игрой и новаторским решением.

– Бомарше, на ваш взгляд, актуален в наше время?
– А что актуально сейчас? Понятно, что молодые хотят заработать. И желательно быстро. Просто время сейчас такое. Недавно смотрел по телевизору репортаж. Корреспондент, находясь у памятника маршалу Жукову, спрашивает у ребят, молоденьких мальчиков и девочек, кому этот памятник установлен. Никто не смог ответить. «Кажется, он участвовал в Первой мировой», «Наверное, он был другом Александра Невского». Тупизм полный! Что уж говорить о пьесе Бомарше! Думаю, из молодых мало кто его читал. Но, может, придут ребята к нам на спектакль, посмотрят и что-то для себя из этого возьмут на заметку.
– Похоже, вам не очень нравится современная молодежь!
– Ну почему же?! Нравится. Встречаются очень одаренные, интересные, по-хорошему продвинутые юноши и девушки. Они не смотрят телевизор, зато мастерски пользуются гаджетами. Сейчас очень легко достать любую информацию. И это хорошо. В наше время приходилось что-то искать, передавать друг другу, чтобы почитать. А у них все вопросы и проблемы решаются в течение нескольких секунд. Прогресс компьютерной жизни! Иногда смотрю на них с изумлением: как так? У нас такого не было, а у них – есть. А вот общения стало мало. Театр, пожалуй, единственное место, где еще сталось такое конкретное, плотное общение между людьми. Не будешь же репетировать, отправляя СМС!
– Чему-то дельному у молодых научились?
– Мы, старички-боровички, иногда обращаем внимание на то, что молодежь просто проигнорирует. Ты начинаешь терзаться, думать о том, что тебя обидели, ты обидел… У них все просто: отмахнулись и пошли дальше. Этому я бы хотел научиться.
– А что сами посоветуете молодым людям?
– Я бы посоветовал прислушиваться к советам людей, которые имеют за плечами жизненный опыт. До сих пор благодарен Анатолию Шведерскому, моему педагогу из Ленинградского театрального института. Я был молодой, горячий и собирался бросать учебу. Недели две не появлялся в вузе. А тогда с этим все было строго: нет справки – и ты в свободном полете. Мы случайно встретились на Невском, разговорились. «Юрочка, у тебя есть данные. Уйдешь из профессии – всю жизнь будешь кусать локти, поверь мне! – сказал он. – С твоей экспрессией и темпераментом ты можешь плохо закончить». А потом добавил: «Тебе никто из друзей не поверит, что ты сам ушел из театрального института. Все будут думать, что тебя выгнали». Я об этом задумался, но было уже поздно… Год был вольнослушателем, доказывал свою состоятельность в профессии. И доказал!
– Но вернемся к вашему персонажу. Дон Базилио – человек, наделенный не самыми лучшими человеческими качествами. Он вам близок? Или пришлось «ломать» себя, работая над ролью?
– Дон Базилио, каким бы хитрым он ни был, все равно остается в дураках. У меня, кстати, и среди знакомых есть такие. Они считают, что умеют вертеть людьми, но и их самих очень легко закрутить в волчок.

Источник